СобКор02.ru: В Уфе начался демонтаж «уродливых» рекламных конструкций

Еще в 2014 году уфимские власти приняли решение избавляться от рекламных конструкций, которые «уродуют» облик города. При этом городская эстетика является главной целью демонтажа рекламных щитов и растяжек – мэрия держит курс на преображение городского пространства.
Директор муниципального учреждения «Городская реклама» Римма Зарипова пояснила, что одномоментно убрать с уфимских улиц всю неприглядную рекламу невозможно по закону, так как компании на торгах покупают право устанавливать на муниципальной земле готовые конструкции сроком на пять-десять лет.
– Вот как раз 10 мая истекли пятилетние контракты, и продлевать их мы уже не будем – эти конструкции демонтируют, – рассказала Римма Кимовна в эфире ВГТРК «Башкортостан». – По тем или иным причинам они не соответствуют нашему видению: мешают безопасности дорожного движения или очевидно портят облик Уфы.
В случае истечения контракта власти выдают предписание на демонтаж – таких объектов в столице Башкирии сейчас 401. Правда, по словам эксперта, далеко не все рекламодатели согласны с такой политикой.
– Тут имеют место двойные стандарты, – поясняет г-жа Зарипова. – Рекламщики полностью разделяют наше мнение о том, что растяжки уродуют город, но искренне считают, что именно их реклама уж точно никому не вредит.
Но надо понимать, что у предпринимателей все равно нет другого выбора, кроме как демонтировать попавшие в «черный» список конструкции. Либо компании добровольно проведут демонтаж, либо это сделает уфимский муниципалитет, но затраты все равно возложат на владельца объекта.
– При этом в городе не ведется тотальная «зачистка» от рекламы, – уверяет директор муниципального «рекламного» предприятия. – На уфимских улицах останутся чуть меньше половины всех конструкций. По истечении срока контрактов, мы вновь выставим их на торги.
Стоит отметить, что городской бюджет вовсе не выигрывает от принимаемых мер, ведь с ликвидацией 400 конструкций казна недополучит довольно внушительную сумму аукционных сборов.
– Мы понимаем, что эстетика – вещь дорогая, – объясняет Римма Кимовна. – Но сейчас общероссийская тенденция заключается в отказе от крупногабаритной рекламы и рекламы в центре города. Еще в 2014 году мы полностью убрали с улиц Уфы перетяжки – на улице Ленина, например. И никто не поспорит, что она стала выглядеть гораздо эстетичнее.
Скоро «очистят» от рекламы и проспект Салавата Юлаева, где в районе строящейся мечети находятся 23 неуместных, по мнению властей, рекламных конструкций. Кстати, на месте этих 400 объектов не появится новых щитов и банеров, хотя в некоторых случаях бизнесу предлагают альтернативу.
– В Уфе около 20 точек, где вместо устаревших форм размещения рекламы мы предлагаем более современные, — добавляет г-жа Зарипова. – Например, вместо рекламного щита ставим мультимедийный экран. Но чаще всего место остается пустым, чтобы горожане любовались видами самой Уфы, а не бесконечными объявлениями и слоганами.
По словам специалиста, негативное влияние рекламы на облик города бесспорно, и сами уфимцы могут относиться к ней спокойно просто по привычке.
– Стоит вспомнить проспект Октября, когда над дорогой висели перетяжки, – аргументирует она. – Теперь их нет, взору ничего не мешает – так проспект стал гораздо просторнее.
При этом в мэрии понимают, что реклама – это регулярные денежные поступления, в том числе, и от федеральных инвесторов, размещающих свою рекламу на уфимских улицах.
– Бесспорно, это хороший бизнес, – говорит Римма Кимовна. – Ни один город не позволит себе полностью отказаться от рекламных конструкций. Однако уменьшить их долю необходимо.
Безусловным злом чиновница называет вывески на фасадах домов, которые портят впечатление от жилых территорий. Но, как оказалось, бороться с ними гораздо сложнее, чем в случае с рекламными конструкциями на дорогах.
– Например, на фасаде дома висит изображение огромного яблока, – приводит пример г-жа Зарипова. – Здесь все упирается в несовершенство российской нормативно-правовой базы, поскольку это большое полотно не является рекламой – изображение не стимулирует продажи напрямую. Очень часто, рекламодатели, устанавливающие, например, светящиеся буквы на доме, становятся существенным финансовым подспорьем для жильцов.
– Нередко мы сталкиваемся с практикой, когда горожане на деньги рекламодателей, разместивших свои банеры на доме, обустраивают игровые площадки во дворе или меняют окна, – говорит рекламный эксперт. – Тогда мы, конечно, стараемся идти навстречу жителям.
Сегодня столица Башкортостана полностью следует общероссийскому вектору, который из мировой практики больше всего сравним с американской.
— Конечно, там больше мультимедийных экранов и световых объявлений на фасадах зданий, — комментирует Римма Зарипова. — А вот в Европе вся реклама сосредоточена вдоль трасс. В центре города можно встретить от силы два десятка конструкций малого формата. А вот где настоящая рекламная вакханалия – так это в Азии. Там реклама встречается на каждом шагу и во всевозможных форматах.
Не самый удачный опыт азиатских стран в столице Башкирии перенимать не собираются. Так, уфимская мэрия предъявляет к рекламодателям целый ряд требований. Желательно, чтобы конструкция была динамическая, то есть в виде экрана с меняющимися объявлениями. Кроме того, все конструкции должны быть антивандальными и покрыты композитом или алюминием.
– Еще они должны выглядеть эстетично и располагаться в «уместных» точках, – добавляет директор муниципальной организации «Городская реклама». – Мы не хотим, чтобы вывески закрывали вид на красивые дома, панорамы, парки, театры.
Кстати, рядом со всеми уфимскими театрами все же установили небольшие экраны, чтобы можно было анонсировать предстоящие культурные события столицы Башкирии. В таком случае использование рекламной конструкции выполняет и важную социальную роль.
Эксперт заверила, что во время определения точек демонтажа, на рекламные агентства чиновники не оглядывались.
– Сначала мы пытались вести с ними диалог, но очень скоро поняли – каждый тянет одеяло на себя, – говорит Римма Зарипова. – Тогда мы стали обращать внимание лишь на то, насколько уместны щиты в том или ином районе города, а вовсе не на содержание рекламы и владельцев конструкций. Каждую улицу мы проходили пешком по нескольку раз, определяя точки будущей ликвидации конструкций. Все, что осталось, мы выставим на электронный аукцион. А участие в нем может принять любая компания. Тогда уже исход вопроса определит готовность какой-либо фирмы дать наибольшую цену за эту землю.

 

Источник